| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.4. Физическая, психическая и эмоциональная нагрузка, общая и моторная плотность занятийФизическая нагрузка -определенная мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Физическая нагрузка определяется дозировкой физических упражнений, т.е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, условиями выполнения. Дозировать нагрузку - значит менять её объем и интенсивность. Нагрузка на физкультурном занятии может быть различной, и воспитатель ( инструктор) должен её регулировать. Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, весом отягощений, длиной дистанции и т.д. Интенсивность нагрузки время, затраченное на выполнение конкретного объема работы. На каждом физкультурном занятии воспитатель должен добиваться достаточной физической нагрузки. Для этого необходимо знать какое влияние оказывают физические упражнения на организм ребенка. Способы определения влияния физических упражнений на организм. • Изменение частоты пульса • Внешние признаки, определяющие состояние занимающихся : • Измерение кровяного давления , температуры тела, исследование Физическую нагрузку воспитатель определяет заранее, при составлении плана физкультурного занятия, а в процессе занятия вносятся некоторые поправки. Нагрузка должна быть посильна для детей Оценка двигательной активности детей на занятиях осуществляется путем вычисления общей и моторной плотности ( используя методику хронометража) При определении общей плотности учитывается время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря ( педагогически оправданная деятельность), за вычетом времени, затраченного на простой детей по вине воспитателя, ожидание очереди, восстановление нарушенной дисциплины и т.д. ( не педагогически оправданная деятельность). Общая плотность занятия = (полезное время/ продолжительность занятия) х 100% Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%. В зависимости от задач конкретного занятия, его содержания может меняться его моторная плотность, особенно в младших возрастных группах от 60 до 85%
Моторная плотность характеризуется процентным отношением времени, непосредственно затраченного на выполнение движений ( физических упражнений), к общей продолжительности занятия. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85% Моторная плотность = (время, затраченное на движения / продолжительность занятия) х 100 Двигательная активность детей зависит от методики организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способов организации детей. Но на первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод обучения, в связи с чем, моторная плотность может быть ниже. Пути повышения общей и моторной плотности физкультурного занятия • Воспитатель должен стремиться к максимальному использованию • Дети должны быть подготовлены ( переодеты) к физкультурному • Для более быстрого построения к выполнению упражнений следует • В первой части занятия рекомендуется включать больше знакомых • Исправлять ошибки детей следует по ходу выполнения упражнений ( • В основной части занятия нужно избегать длительных перестроений и • Использовать разнообразные предметы при выполнении упражнений, • При подготовке к занятию тщательно продумывать способы • Содержание занятия должно быть интересно детям, представлено на • Чаще давать положительную оценку действиям детей, побуждая их к • Соблюдение техники безопасности на физкультурных занятиях
Оценка физической нагрузки на занятии методом пульсометрии осуществляется следующим образом: перед началом физкультурного занятия выбирается ребенок, средний по уровню физического развития и по уровню физической подготовленности. У него измеряется пульс до начала занятия, затем каждые 4 минуты на протяжении занятия или после каждого двигательного задания в вводной , в основной и заключительной части занятия. Последний раз пульс измеряется после того, как занятие проведено полностью. При правильно построенном занятии физиологическая кривая -графическое изображение частоты сердечных сокращений (ЧСС) постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная ЧСС обычно достигается после проведения подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. После вводной части занятия ЧСС возрастает на 15-20%, после основной - на 50-60% по отношению к исходной величине, а после подвижной игры учащение достигает 70-90 % (до 100%). После заключительной части ЧСС снижается и может превышать исходные данные на 5-10%, однако спустя 2-3 минуты должна возвратиться к исходному уровню. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами. Протокол пульсометрии
Можно измерять ЧСС за 6, 10, 15 секунд; после выполнения нагрузки различной интенсивности; через 4 минуты, 10 минут.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish» |