Раздел 1. Физкультурные занятия- образовательная форма работы с детьми дошкольного возраста

 

Тема 1.3. Типы занятий. Методика проведения физкультурных занятий

 

В зависимости от использования средств физвоспитания занятия классифицируются по видам спорта: легкой атлетике, гимнастике, с элементами спортивных игр и упражнений и т.д.

Существуют следующие типы физкультурных занятий в ДОУ :

·          Учебно- тренировочное занятие :  формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий

·          Сюжетное занятие : построено на одном сюжете («Зоопарк», «Снегурочка», «Космонавты» и т.д.). Решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями

·          Игровое занятие: построено на основе разнообразных подвижных игр, игр- эстафет, игр- аттракционов, игровых упражнений. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т.д.

·          Тренировочное занятие: основу составляют спортивные игры и упражнения ( баскетбол, хоккей, теннис, гимнастика и т.д.); развитие физических качеств ( круговая тренировка)

·          Комплексное занятие : направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития

·          Физкультурно- познавательные занятия: занятия носят комплексный характер, решают задачи , например, эколого- физического, нравственно- физического, умственного и физического развития ребенка и т.д.

·          Тематическое физкультурное занятие: посвящено, как правило, какому- либо одному виду спортивных игр или упражнений: катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол и т.д. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и  игр, закрепляются навыки  в уже освоенных движениях

·          Контрольное занятие : проводится в конце квартала ( после изучения раздела программы) и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах

·          Нетрадиционные занятия ( занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатха- йога ) : повышают интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки  (Кожухова Н.Н.Рыжкова Л.А., Борисова М.М.)

 

      Организация и методика физкультурных занятий дошкольников базируется на известных педагогических и методических принципах. В то же время специфика детей данного возраста обязывает адаптировать некоторые из известных принципов в соответствии с особенностями образовательного  процесса.

  1.Принцип всесторонности интегрируется как принцип преимущественной направленности на общую физическую подготовку. В физической подготовке  детей постоянное внимание должно уделяться комплексному развитию всех их физических качеств. Необходимо помнить о недопустимости необоснованной приоритетности тех или иных  упражнений физического воспитания, как  например, средства акробатики в узкоспециализированной программе «Старт», средств и методов танцевальной гимнастике дошкольника в оздоровительно- развивающей программе «Са- фи- дансе».

2. Принцип сознательности и активности характеризует отношение занимающихся к к процессу занятий.  Учитывая психологические особенности детей, условия их воспитания в семье, этот принцип следует конкретизировать как принцип удовольствия и формирования мотивации к знаниям физическими упражнениями. Принцип базируется на  использовании наглядно- образного мышления детей и их потребности в игре, в том числе «игре в спорт».

3.Принцип цикличности требует  четкого определения задач, средств и методов для каждого этапа  обучения  и развития детей.

 4. Принцип повторности заключается не только в повторении отдельных упражнений, но и в повторном применении  различных средств    и этапов подготовки , что обеспечивает более прочное усвоение  знаний, формирование умений и навыков, а так же  дает возможность  пройти цикл тренировки ребенку, поступившему в дошкольное образовательное учреждение , практически на любом этапе  старшего дошкольного возраста.  

5.Принцип постепенности требует дифференцирования и последовательного усложнения задач физического воспитания в полугодовом и годовом периодах.

6.              Принцип наглядности при  обучении двигательным действиям  учитывает преобладание  зрительно-моторных  координаций. Ребенку легче увидеть и скопировать движения, нежели осознать и выполнить его по словесной инструкции.

7.              Принцип доступности и индивидуализации.

    Его суть заключается в том, что из групп, сходных по структуре, выделяют действие, представляющее собой основу техники данной группы движений, на базе которой строят варианты, позволяющие успешно решать двигательные задачи в соответствии с изменяющимися внешними условиями.

    Индивидуализация выражается в дифференцировании физических нагрузок в зависимости от биологического созревания и способов их регулирования, выбора состава средств педагогических воздействий.

           Ориентация на персональные различия позволяет осуществлять личностный подход, а общие свойства, присущие разным индивидам, дают возможность направленно проводить групповые занятия.

8.Принцип прикладности предполагает применение всех изученных упражнений и игр в реализации самостоятельной двигательной активности.

Основой содержания физкультурных занятий  дошкольников следует считать:

·                     традиционные средства и методики физического воспитания дошкольников (комплексы общеразвивающих упражнений, их комбинации и связи; основные виды движений, их усложненные варианты; игровые задания и упражнения);

·                     современные инновационные средства и методы физического воспитания дошкольников(круговая тренировка, средства и методы ритмической гимнастики, освоение базовых элементов спортивных упражнений);

компоненты технологии спортивной тренировки ( этапы общей, специальной и соревновательно - игровой физической подготовки,  рекриационные средства  и методы)

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»
Hosted by uCoz